29.06.25

Ежедневное техническое обслуживание экскаватора: что проверять в первую очередь

* Данная статья не является руководством к действию, а носит исключительно информационный характер. Рекомендуем консультироваться со специалистами по каждой конкретной машине.

Эффективная эксплуатация спецтехники напрямую зависит от регулярного и качественного технического обслуживания. Ежедневный осмотр экскаватора – это не просто формальность, а важная процедура, направленная на поддержание его работоспособности, продление ресурса узлов и агрегатов, а также обеспечение безопасности оператора и окружающих. 

Систематическая диагностика позволяет своевременно выявлять потенциальные неисправности до их перерастания в серьёзные поломки, минимизировать простои техники за счёт профилактики аварийных ситуаций, а также снижать эксплуатационные расходы, предотвращая дорогостоящий ремонт. Кроме того, регулярное техническое обслуживание экскаватора обеспечивает стабильную производительность навесного оборудования в любых условиях работы. 

Пренебрежение ежедневным ТО может привести к ускоренному износу деталей, внезапным отказам систем и даже травмам персонала. Поэтому каждый оператор должен тщательно проверять экскаватор перед началом смены.


Комментарий эксперта: «Многие операторы недооценивают важность ежедневного осмотра, считая его пустой тратой времени. Однако статистика показывает, что более 30% поломок экскаваторов происходят именно из-за несвоевременного выявления мелких неисправностей»

Основные этапы ежедневного технического обслуживания экскаватора 

Технический осмотр экскаваторов начинается с визуальной проверки. Перед началом работы и непосредственным запуском двигателя необходимо сделать внешний осмотр машины. Обойдите экскаватор, чтобы выявить:

·         повреждения корпуса;

·         трещины в металле или на РВД;

·         свежие вмятины или очаги глубокой коррозии.

Особый акцент следует сделать на потенциальных утечках (запотеваниях) гидравлической жидкости, топлива, антифриза, моторного и трансмиссионного масла. Прислушайтесь к посторонним шумам (шипение, стуки, скрипы) и запахам (гарь, пары топлива, оплавленная электропроводка), которые могут указывать на появление неисправностей. Если обнаружили новые вмятины и трещины, которые появились при эксплуатации экскаватора напарником, то обязательно запишите информацию о них в журнал ежедневного ТО.

Далее следует проверить уровень всех рабочих жидкостей, начиная с охлаждающей. Она должна находиться в расширительном бачке между отметками MIN и MAX. Если уровень ниже нормы, необходимо долить ОЖ, рекомендованную производителем. Затем проверяется моторное масло с помощью щупа – низкий уровень или эмульсия требуют немедленного вмешательства (доливки или вызова старшего механика). 

Не менее важна проверка гидравлической системы – помимо уровня масла нужно убедиться в отсутствии утечек, а также осмотреть шланги (включая рукава высокого давления) и соединения на предмет повреждений.

Комментарий эксперта: «Использование неподходящего гидравлического масла – одна из самых распространённых ошибок. Это может привести к повышенному износу насосов и клапанов, что в итоге выльется в дорогостоящий ремонт. Всегда сверяйтесь с технической документацией перед доливом»

Топливная система также требует внимания. Помимо контроля уровня в баке необходимо проверить фильтр грубой очистки на наличие воды или примесей и при необходимости слить отстой. 

Тормозная система проверяется на герметичность – все шланги, трубки и штуцерные соединения должны быть сухими, без следов подтёков. Работоспособность тормозов тестируется нажатием педали. Колёса или зубчатые колёса должны схватываться чётко, без провалов. Если тормозные колодки или диски изношены, их следует заменить как можно скорее. 

Рулевое управление и ходовая часть также подлежат тщательному осмотру. Рулевые тяги и гидроцилиндры не должны иметь:

·         люфтов;

·         повреждений;

·         подтёков масла.

Гусеничная ходовая часть проверяется на натяжение гусениц и состояние роликов. В свою очередь ежедневное техническое обслуживание колёсного экскаватора требует осмотра протектора и боковин шин на предмет разрывов и глубоких трещин. Если колёса слабые, то необходимо их накачать до рекомендованных значений: бар, МПа, PSI.

Работа двигателя и трансмиссии оценивается по плавности хода дроссельной заслонки и переключения передач – любые рывки или посторонние шумы указывают на возможные проблемы. 

Электрическая система требует проверки клемм аккумулятора на окисление, целостности проводки и исправности всех осветительных приборов и сигналов. 

Завершающим этапом является смазка всех рабочих узлов в соответствии с картой смазки и удаление конденсата из ресивера воздушного компрессора для предотвращения коррозии. 

Заключение 

Ежедневное техническое обслуживание экскаватора – это комплекс мер, который требует дисциплины и внимательности. Регулярные проверки не только увеличивают срок службы машины, но и снижают вероятность внезапных отказов, что особенно важно при работе на ответственных объектах. 

Соблюдение всех этапов ТО позволяет оптимизировать затраты на ремонт и замену деталей, повысить безопасность эксплуатации и обеспечить бесперебойную работу техники в любых условиях. 

Помните! профилактика всегда дешевле, чем ремонт. Инвестируя время в ежедневный осмотр, вы гарантируете долгую и эффективную службу своего экскаватора.

P.S.

Таблица карты смазки экскаваторов

Узел

Периодичность

Смазочный материал

Подшипники и пальцы стрелы

каждые 50 часов

Литиевый консистентный

Поворотные кольца

каждые 100 часов

Литиевый или графитный

Цепи и звёздочки

еженедельно

Консистентный пастообразный

Рулевые механизмы

каждые 200 часов

Универсальный водостойкий


Вернуться к списку статей