09.03.25

Тормозная система погрузчиков: проверка и обслуживание

* Данная статья не является руководством к действию, а носит исключительно информационный характер. Рекомендуем консультироваться со специалистами по каждой конкретной машине

Исправная тормозная система погрузчика является залогом его безопасной и эффективной эксплуатации. От герметичности трубопроводов и корректной работы суппортов, цилиндров, колодок, педали с усилителем и других элементов, – зависит не только производительность техники, но и здоровье оператора и окружающих. Предлагаем ниже рассмотреть устройство тормозной системы погрузчика, её основные компоненты, а также рекомендованные экспертами методы проверки, обслуживания и устранения неисправностей.

Виды тормозных систем в погрузчиках

На фронтальные погрузчики устанавливаются различные типы тормозных систем, в зависимости от особенностей конструкции машин, условий эксплуатации и требований к производительности. Среди них можно назвать:

1.      Гидравлические.

2.      Механические.

3.      Электрические.

4.      Комбинированные.

Гидравлические

Гидравлическая тормозная система фронтального погрузчика является наиболее распространённой. Она обеспечивает плавное и эффективное торможение за счёт передачи усилия через тормозную жидкость. Такая система отличается высокой надёжностью, но требует контроля жидкости.

Механические

Механические тормоза используются в основном на старых и совсем небольших моделях погрузчиков. Здесь усилие передаётся через тросы и рычаги. Такая система проста в обслуживании, но менее эффективна по сравнению с гидравлической.

Электрические и комбинированные

Современные погрузчики оснащаются электрическими или комбинированными тормозными системами. Они сочетают в себе преимущества гидравлических и электрических механизмов, обеспечивая высокую точность и надёжность остановки машины.



Основные компоненты тормозной системы

Количество деталей в тормозной системе фронтального погрузчика может варьироваться в зависимости от конкретной модели и производителя техники. В некоторых случаях число компонентов достигает 100 наименований, включая гайки, болты, штуцеры, датчики и многое другое. Если говорить обобщённо, то почти на каждой тормозной системе погрузчике есть несколько ключевых узлов, механизмов и деталей, выполняющих свои ключевые функции.

Таблица 1. Основные компоненты тормозной системы

Главный тормозной цилиндр

Это сердце тормозной системы погрузчика. Он преобразует усилие нажатия педали тормоза в гидравлическое давление, которое передаётся через систему шлангов и магистралей к исполнительным механизмам (колодкам или дискам)

Колодки и диски

Непосредственно отвечают за торможение. Колодки прижимаются к дискам, создавая трение и замедляя движение погрузчика. (Барабанные тормоза менее распространены на современных погрузчиках, но иногда встречаются)

Шланги и трубчатые магистрали

Обеспечивают передачу тормозной жидкости от главного цилиндра к колодкам. Шланги делают магистраль гибкой в местах, где необходима подвижность узлов (например, поворотный механизм погрузчика). Их целостность и герметичность крайне важны для работы системы

Стояночный тормоз

Предназначен для фиксации погрузчика на месте стоянки. Он может быть механическим или гидравлическим, в зависимости от модели техники

Регулятор тормозных сил

Применяется на тяжёлых машинах, чтобы регулировать давление в тормозной системе в зависимости от нагрузки на оси

Датчики износа колодок

Некоторые современные модели оснащены датчиками, которые сигнализируют о необходимости замены тормозных колодок

 

Проверка тормозной системы погрузчика

Трактористы-машинисты обязаны проверять тормозную систему на вверенных фронтальных погрузчиках перед каждым выездом. Процедура является несложной, но при этом очень важной, поскольку гарантирует безопасность самого оператора и окружающих людей, а также предотвращает возможные поломки дорогостоящих компонентов системы. Выполняется проверка поэтапно.

1. Визуальный осмотр

Перед выездом на участок необходимо провести визуальный осмотр тормозной системы погрузчика. Убедитесь в отсутствии трещин на шлангах, подтёков жидкости и повреждений на трубках магистралях.

2. Проверка уровня тормозной жидкости

Низкий уровень тормозной жидкости может свидетельствовать об утечке или износе резинотехнических компонентов. Поэтому регулярно проверяйте уровень и при необходимости доливайте жидкость.

3. Диагностика эффективности торможения

Протестируйте погрузчик на эффективность схватывания колодок с дисками. Для этого слегка разгоните машину по ровной площадке (всего 2-3 метра) и резко нажмите на педаль тормоза.

3. Оценка состояния колодок и дисков

Износ тормозных колодок и дисков является естественным процессом. Однако, чрезмерная степень выработки железа и фрикционного материала снижает эффективность остановки. Поэтому регулярно измеряйте толщину колодок и дисков.

Обслуживание тормозной системы

Во многих странах, включая Россию, существуют строгие правила и нормы, касающиеся технического состояния строительной техники (например, ст.10 ФЗ-297 «О самоходных машинах и других видах техники»). В связи с этим проверка и обслуживание тормозной системы входит в обязательные процедуры ежедневного, планового и внепланового ТО на предприятиях. Среди них:

Замена тормозной жидкости

Тормозная жидкость со временем теряет свои свойства, поскольку является гигроскопичной. Рекомендуется менять её каждые 2-3 года или в соответствии с рекомендациями производителя.

Очистка и замена тормозных колодок

Тормозные колодки китайского погрузчика, как и у любых других машин, требуют регулярной очистки от грязи и пыли. При износе фрикционной поверхности их необходимо заменить.

Прокачка тормозной системы

Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха из магистралей. Правильно сделанная процедура обеспечивает эффективную работу узлов и механизмов системы.

Регулировка стояночного тормоза

Ручник должен надёжно фиксировать погрузчик на парковке. При необходимости настройте его работу, руководствуясь инструкцией по эксплуатации и обслуживанию вашей модели техники.

Распространённые неисправности и способы их устранения

Существуют распространённые неисправности тормозной системы погрузчика, о которых пишут почти в каждой инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию. Предлагаем наиболее популярные из инструкции XCMG.

Таблица №2. Распространённые неисправности и способы их устранения

Характеристика неисправностей

Причины неисправностей

Методы устранения

 

Отсутствие тормозного усилия на педали

1. Утечка масла отдельного насоса.

2. Есть воздух в трубках тормоза гидравлического давления.

3. Давление в тормозной системе низкое.

4. Износ воротника на усилителе.

5. Утечка масла из моста на тормоз.

6. Критический износ фрикционных накладок.

1. Заменить прямоугольное уплотнительное кольцо цилиндра.

2. Стравить воздух из контуров.

3. Проверить воздушный компрессор, группы клапанов масло-водоотделителя, предохранительный клапан и герметичность.

4. Замена воротника.

5. Проверить или заменить. маслоотражатель колеса

6. Заменить тормозные колодки.

Тормоз заедает или не

работает

1. Поршневой шток задерживается, возвратная

пружина не работает или сломана.

2. Движение усилителя выполняется некачественно.

3. Поршень суппорта не возвращается на место.

1. Проверить или заменить тормозной цилиндр.

2. Проверить или заменить усилитель (ассистор).

3. Проверить или заменить уплотнительное кольцо.

Давление в тормозной

системе

медленно растёт

1. Воздушный компрессор не работает должным образом.

2. Болт для слива масла

водомаслоотделителя не плотно зафиксирован.

1. Проверить работу воздушного компрессора.

2. Зафиксировать болт крепко.

Ручной тормоз не работает

1. Утечка воздуха или гидравлической жидкости.

2. На тормозной колодке есть масло

.

1. Найти утечку и устранить её.

2. Убрать масло с тормозной колодки.




Вернуться к списку статей