* Данная статья не является руководством к действию, а носит исключительно информационный характер. Рекомендуем консультироваться со специалистами по каждой конкретной машине
Исправная тормозная система погрузчика является залогом его безопасной и эффективной эксплуатации. От герметичности трубопроводов и корректной работы суппортов, цилиндров, колодок, педали с усилителем и других элементов, – зависит не только производительность техники, но и здоровье оператора и окружающих. Предлагаем ниже рассмотреть устройство тормозной системы погрузчика, её основные компоненты, а также рекомендованные экспертами методы проверки, обслуживания и устранения неисправностей.
Виды тормозных систем в погрузчиках
На фронтальные погрузчики устанавливаются различные типы тормозных систем, в зависимости от особенностей конструкции машин, условий эксплуатации и требований к производительности. Среди них можно назвать:
1. Гидравлические.
2. Механические.
3. Электрические.
4. Комбинированные.
Гидравлические
Гидравлическая тормозная система фронтального погрузчика является наиболее распространённой. Она обеспечивает плавное и эффективное торможение за счёт передачи усилия через тормозную жидкость. Такая система отличается высокой надёжностью, но требует контроля жидкости.
Механические
Механические тормоза используются в основном на старых и совсем небольших моделях погрузчиков. Здесь усилие передаётся через тросы и рычаги. Такая система проста в обслуживании, но менее эффективна по сравнению с гидравлической.
Электрические и комбинированные
Современные погрузчики оснащаются электрическими или комбинированными тормозными системами. Они сочетают в себе преимущества гидравлических и электрических механизмов, обеспечивая высокую точность и надёжность остановки машины.
Основные компоненты тормозной системы
Количество деталей в тормозной системе фронтального погрузчика может варьироваться в зависимости от конкретной модели и производителя техники. В некоторых случаях число компонентов достигает 100 наименований, включая гайки, болты, штуцеры, датчики и многое другое. Если говорить обобщённо, то почти на каждой тормозной системе погрузчике есть несколько ключевых узлов, механизмов и деталей, выполняющих свои ключевые функции.
Таблица 1. Основные компоненты тормозной системы
Проверка тормозной системы погрузчика
Трактористы-машинисты обязаны проверять тормозную систему на вверенных фронтальных погрузчиках перед каждым выездом. Процедура является несложной, но при этом очень важной, поскольку гарантирует безопасность самого оператора и окружающих людей, а также предотвращает возможные поломки дорогостоящих компонентов системы. Выполняется проверка поэтапно.
1. Визуальный осмотр
Перед выездом на участок необходимо провести визуальный осмотр тормозной системы погрузчика. Убедитесь в отсутствии трещин на шлангах, подтёков жидкости и повреждений на трубках магистралях.
2. Проверка уровня тормозной жидкости
Низкий уровень тормозной жидкости может свидетельствовать об утечке или износе резинотехнических компонентов. Поэтому регулярно проверяйте уровень и при необходимости доливайте жидкость.
3. Диагностика эффективности торможения
Протестируйте погрузчик на эффективность схватывания колодок с дисками. Для этого слегка разгоните машину по ровной площадке (всего 2-3 метра) и резко нажмите на педаль тормоза.
3. Оценка состояния колодок и дисков
Износ тормозных колодок и дисков является естественным процессом. Однако, чрезмерная степень выработки железа и фрикционного материала снижает эффективность остановки. Поэтому регулярно измеряйте толщину колодок и дисков.
Обслуживание тормозной системы
Во многих странах, включая Россию, существуют строгие правила и нормы, касающиеся технического состояния строительной техники (например, ст.10 ФЗ-297 «О самоходных машинах и других видах техники»). В связи с этим проверка и обслуживание тормозной системы входит в обязательные процедуры ежедневного, планового и внепланового ТО на предприятиях. Среди них:
Замена тормозной жидкости
Тормозная жидкость со временем теряет свои свойства, поскольку является гигроскопичной. Рекомендуется менять её каждые 2-3 года или в соответствии с рекомендациями производителя.
Очистка и замена тормозных колодок
Тормозные колодки китайского погрузчика, как и у любых других машин, требуют регулярной очистки от грязи и пыли. При износе фрикционной поверхности их необходимо заменить.
Прокачка тормозной системы
Прокачка тормозов необходима для удаления воздуха из магистралей. Правильно сделанная процедура обеспечивает эффективную работу узлов и механизмов системы.
Регулировка стояночного тормоза
Ручник должен надёжно фиксировать погрузчик на парковке. При необходимости настройте его работу, руководствуясь инструкцией по эксплуатации и обслуживанию вашей модели техники.
Распространённые неисправности и способы их устранения
Существуют распространённые неисправности тормозной системы погрузчика, о которых пишут почти в каждой инструкции по эксплуатации и техническому обслуживанию. Предлагаем наиболее популярные из инструкции XCMG.