* Данная статья не является руководством к действию, а носит исключительно информационный характер. Рекомендуем консультироваться со специалистами по каждой конкретной машине
Ключевой элемент ходовой фронтального погрузчика – это тормозная система. Она обеспечивает безопасность движения техники в условиях ограниченного пространства, исключает столкновения с препятствиями, наезды на людей. Позволяет маневрировать, снижая скорость на сложных участках, быстро останавливать машину. Исправные тормоза гарантируют работу без ЧП и убытков.
Современные фронтальные погрузчики рассчитаны на работу в тяжелых погодных условиях, в морозы и грязь. Они перевозят грузы массой в 3-10 тонн. А вес самой машины может достигать 25-30 тонн. Именно поэтому производители оснащают технику максимально надежными, эффективными тормозами. Они обеспечивают полную остановку груженой спецтехники в любых ситуациях, включая площадки с уклоном, насыпи.
Особенности тормозной системы фронтального погрузчика
ТС данного типа погрузчиков включает две независимых системы.
· Основной или рабочий тормоз с гидравлической системой. Он приводится в действие нажатием на педаль тормоза. Устанавливается только на ведущий мост, при этом оба колеса снабжаются своим гидроцилиндром, парой тормозных колодок и барабаном. Реже в данной конструкции используются диски, так как они не рассчитаны на большегрузную карьерную или строительную спецтехнику.
· Стояночный механический тормоз работает с помощью ручного управления – рычага-ручника. Поднятый рычаг натягивает трос, соединенный с тормозными колодками, находящимися у ведомой оси. Прижимаясь к барабанам или дискам, установленным на ступице колес на четырех болтах, колодки блокируют возможность вращения, фиксируя технику на месте стоянки или во время работы с грузами. Чтобы снять ручник, достаточно нажать на кнопку фиксатора и опустить рычаг.
Стояночный тормоз, в отличие от главного, используется только после полной остановки. По инструкции, спецтехника во время стоянки или перерыва, заправки, работ с грузами должна обязательно стоять на ручном тормозе. Он надежно удерживает тяжелую спецтехнику, не позволяя ей катиться в процессе работы с массивными грузами или при остановках на склонах.
В экстренных ситуациях, когда отказали рабочие тормоза, стояночный тормоз выполняет функцию резервных тормозов. При передвижении на большой скорости рекомендуется аккуратно притормаживать, работая «ручником» в режиме поднять-опустить. Только когда скорость фронтального погрузчика снизится, можно полностью остановить машину. В противном случае велика вероятность обрыва троса, после чего остановить погрузчик можно будет лишь наездом на препятствие или опусканием ковша.
ТС вилочного погрузчика/экскаватора погрузчика
Тормозные системы вилочных погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков устроены аналогичным образом. Все модели оснащаются двумя системами:
· рабочая обеспечивает снижение скорости или полную остановку в процессе движения. Она устанавливается на ведущем мосте. Каждое колесо снабжается двумя тормозными колодками и гидроцилиндром. Управляется система нажатием на педаль тормоза: чем сильнее она утоплена в пол, тем выше давление в гидроцилиндре и тем плотнее колодки прижимаются к барабану;
· стояночный тормоз – это механическое устройство, которое приводится в действие специальным рычагом. Он натягивает трос, соединенный с тормозными колодками. Те, в свою очередь, прижимают барабан, установленный на ведомом валу, фиксируя спецтехнику на месте.
Некоторые модели погрузчиков с ДВС и электропогрузчиков оснащены ручными тормозами в виде дисков, которые крепятся на ведущий мост рядом с карданным валом.
Конструкция ТС
Главная тормозная система с ножной педалью – это сложное устройство с гидравлическим приводом. Ее основные элементы:
· многофункциональный клапан-регулятор, поддерживающий нужный уровень давления воздуха в системе и очищающий его от масляной и водяной взвеси;
· тормозной клапан, впускающий воздух в тормозную систему при нажатии на педаль тормоза. При отпускании педали он закрывается, снижая давление;
· гидравлика рабочего органа, состоящая из предохранительного клапана, гидроцилиндров, гидронасосов и трубопроводов. Главный тормозной цилиндр передает усилие от педали тормоза на рабочую среду, которая приводит в действие исполнительные узлы. Колесные цилиндры устанавливаются между колодками и раздвигают их для торможения. В дисковых узлах рабочие цилиндры объединены с суппортами. Гидронасосы установлены в тормозном цилиндре и отвечают за прокачивание тормозной жидкости по магистралям, к суппортам.;
· расширительная камера, обеспечивающая достаточный приток гидравлической жидкости в тормозные цилиндры;
· тормозные барабаны имеют вид полых сплюснутых цилиндров. Они жестко крепятся на ступице колеса, вращаясь вместе с ним в процессе движения. Тормозные колодки, встроенные внутрь изделия, остаются неподвижными. При торможении они прижимаются к внутренней поверхности барабана, останавливая транспорт. В случае использования барабанного тормоза для ручной системы, он крепится на карданном валу, а колодки располагаются снаружи;
· тормозные диски – аналог барабанов. Это прочная, массивная вентилируемая деталь в форме толстого диска с центральной частью. Они крутятся вместе со ступицей колеса. При воздействии на ротор тормозных колодок, они замедляют вращение, снижая скорость. Благодаря продуманной конструкции, диски предотвращают перегрев подшипников колеса, рассеивают получающееся в процессе торможения тепло;
· поршни колесного цилиндра с упругими пружинами – рабочий элемент узла. Они упираются в тормозные колодки и раздвигают их в момент нажатия на тормоз. В результате накладки прижимаются к барабану, тормозя всю машину;
· тормозные колодки с упругими и прочными накладками. Прижимаясь к металлу диска, они обеспечивают мягкую и быструю остановку машины, без рывков;
· суппорт – единственная подвижная часть ТС, обеспечивающая прижимание колодок к диску с достаточным усилием. При нажатии педали тормоза увеличившееся давление действует на поршень суппорта. Он сдвигается, толкая колодки к тормозному диску и останавливая погрузчик. Кроме того, суппорт удерживает колодки параллельно диску, без перекосов, благодаря эксцентричным шайбам на осях.
Зазор (расстояние) между накладками и поверхностью барабана в современных машинах выставляется автоматически. Достигается это с помощью простого и надежного механизма, который состоит из втулки, штока, распорного и блокировочного колец.
Вероятные неисправности ТС
В процессе работы машины, диагностики при очередном ТО водитель-оператор может визуально или по ощущениям определить часть дефектов.
· Вибрации или посторонние шумы (скрип, скрежет, стук) при торможении.
· Тормозная педаль слишком легко поддается на нажатие, проваливается в пол или заедает.
· При торможении машина идет боком, ее начинает заносить.
· При нажатии на тормоз появляется отчетливый запах паленой резины, смазки.
· Наблюдаются потеки, капли или лужицы тормозной жидкости на месте стоянки или при визуальном осмотре системы.
· Накладки колодок изношены неравномерно, в магистралях появились трещины.
При появлении любого из перечисленных признаков необходимо провести тщательную диагностику и выявить причину некорректной работы ТС. В некоторых случаях достаточно мелкого ремонта – подтянуть места крепления шлангов, очистить тормозные колодки и барабаны. Если поломка серьезная, технику необходимо отправить на ремонт в собственную мастерскую или в сервисный центр. Работать на машине с неисправными тормозами категорически запрещено.
Как устранить выявленные поломки
Основные причины неисправностей ТС – это износ комплектующих, обрыв или трещины в шлангах. Также, тормоза быстро изнашиваются при небрежном техобслуживании, когда барабаны и колодки залеплены грязью и застаревшей смазкой, в них попадают камни и другие предметы. Поэтому залог надежной и длительной службы тормозной системы – это тщательное и своевременное техобслуживание, замена изношенных деталей, очистка от загрязнений. Перечислим основные неисправности и методы их устранения для разных типов тормозных систем в таблицах.
Воздушно-масляная
Гидравлическая тормозная система
Ваши вопросы – наши ответы
Чтобы снизить ремонтные расходы, владельцы фронтальных погрузчиков стараются вникнуть в принципы и особенности работы тормозных систем, приходят на консультации лично или спрашивают по телефону. В этом разделе мы ответим на самые частые вопросы наших клиентов.
· Что входит в техобслуживание тормозной системы с гидроприводом на фронтальном погрузчике?
В первую очередь проверяется работоспособность ТС, проводится визуальный осмотр с оценкой степени изношенности гидропривода. Затем нужно осмотреть рабочие узлы – барабаны, диски, колодки, сделать замеры зазоров. Если имеются деформации, сильный износ, детали заменить. И отрегулировать свободный ход педали тормоза и ручника.
· Что чаще всего ломается на фронтальном погрузчике?
Самые частые неисправности, исходя из опыта наших мастеров: сильный износ, протечки в тормозной системе; сломанные КПП; сбои в работе бортовой электроники; перекосы, деформации, поломки гидравлики стрелы, ковша; износ двигателя; окисление контактов.
· Что такое «мокрый тормоз»?
Так называют гидравлическую тормозную систему новейшего типа. В нее входят 6 плоских стальных и 5 фрикционных дисков с шероховатой поверхностью, «купающиеся» в ванне со специальным маслом. Когда диски соприкасаются, между ними возникает сильное трение, которое тормозит спецтехнику. Такие ТС устанавливают на среднюю и тяжелую спецтехнику с г/п более 16 тонн.