10.12.24

Тормозная система фронтальных погрузчиков: устройство и принцип действия тормозов

* Данная статья не является руководством к действию, а носит исключительно информационный характер. Рекомендуем консультироваться со специалистами по каждой конкретной машине

Ключевой элемент ходовой фронтального погрузчика – это тормозная система. Она обеспечивает безопасность движения техники в условиях ограниченного пространства, исключает столкновения с препятствиями, наезды на людей. Позволяет маневрировать, снижая скорость на сложных участках, быстро останавливать машину. Исправные тормоза гарантируют работу без ЧП и убытков.

Современные фронтальные погрузчики рассчитаны на работу в тяжелых погодных условиях, в морозы и грязь. Они перевозят грузы массой в 3-10 тонн. А вес самой машины может достигать 25-30 тонн. Именно поэтому производители оснащают технику максимально надежными, эффективными тормозами. Они обеспечивают полную остановку груженой спецтехники в любых ситуациях, включая площадки с уклоном, насыпи.

 

Особенности тормозной системы фронтального погрузчика

ТС данного типа погрузчиков включает две независимых системы.

·         Основной или рабочий тормоз с гидравлической системой. Он приводится в действие нажатием на педаль тормоза. Устанавливается только на ведущий мост, при этом оба колеса снабжаются своим гидроцилиндром, парой тормозных колодок и барабаном. Реже в данной конструкции используются диски, так как они не рассчитаны на большегрузную карьерную или строительную спецтехнику.

·         Стояночный механический тормоз работает с помощью ручного управления – рычага-ручника. Поднятый рычаг натягивает трос, соединенный с тормозными колодками, находящимися у ведомой оси. Прижимаясь к барабанам или дискам, установленным на ступице колес на четырех болтах, колодки блокируют возможность вращения, фиксируя технику на месте стоянки или во время работы с грузами. Чтобы снять ручник, достаточно нажать на кнопку фиксатора и опустить рычаг.

Стояночный тормоз, в отличие от главного, используется только после полной остановки. По инструкции, спецтехника во время стоянки или перерыва, заправки, работ с грузами должна обязательно стоять на ручном тормозе. Он надежно удерживает тяжелую спецтехнику, не позволяя ей катиться в процессе работы с массивными грузами или при остановках на склонах.

 

В экстренных ситуациях, когда отказали рабочие тормоза, стояночный тормоз выполняет функцию резервных тормозов. При передвижении на большой скорости рекомендуется аккуратно притормаживать, работая «ручником» в режиме поднять-опустить. Только когда скорость фронтального погрузчика снизится, можно полностью остановить машину. В противном случае велика вероятность обрыва троса, после чего остановить погрузчик можно будет лишь наездом на препятствие или опусканием ковша.

 

ТС вилочного погрузчика/экскаватора погрузчика

Тормозные системы вилочных погрузчиков, экскаваторов-погрузчиков устроены аналогичным образом. Все модели оснащаются двумя системами:

·         рабочая обеспечивает снижение скорости или полную остановку в процессе движения. Она устанавливается на ведущем мосте. Каждое колесо снабжается двумя тормозными колодками и гидроцилиндром. Управляется система нажатием на педаль тормоза: чем сильнее она утоплена в пол, тем выше давление в гидроцилиндре и тем плотнее колодки прижимаются к барабану;

·         стояночный тормоз – это механическое устройство, которое приводится в действие специальным рычагом. Он натягивает трос, соединенный с тормозными колодками. Те, в свою очередь, прижимают барабан, установленный на ведомом валу, фиксируя спецтехнику на месте.

Некоторые модели погрузчиков с ДВС и электропогрузчиков оснащены ручными тормозами в виде дисков, которые крепятся на ведущий мост рядом с карданным валом.

 

Конструкция ТС

Главная тормозная система с ножной педалью – это сложное устройство с гидравлическим приводом. Ее основные элементы:

·         многофункциональный клапан-регулятор, поддерживающий нужный уровень давления воздуха в системе и очищающий его от масляной и водяной взвеси;

·         тормозной клапан, впускающий воздух в тормозную систему при нажатии на педаль тормоза. При отпускании педали он закрывается, снижая давление;

·         гидравлика рабочего органа, состоящая из предохранительного клапана, гидроцилиндров, гидронасосов и трубопроводов. Главный тормозной цилиндр передает усилие от педали тормоза на рабочую среду, которая приводит в действие исполнительные узлы. Колесные цилиндры устанавливаются между колодками и раздвигают их для торможения. В дисковых узлах рабочие цилиндры объединены с суппортами. Гидронасосы установлены в тормозном цилиндре и отвечают за прокачивание тормозной жидкости по магистралям, к суппортам.;

·         расширительная камера, обеспечивающая достаточный приток гидравлической жидкости в тормозные цилиндры;

·         тормозные барабаны имеют вид полых сплюснутых цилиндров. Они жестко крепятся на ступице колеса, вращаясь вместе с ним в процессе движения. Тормозные колодки, встроенные внутрь изделия, остаются неподвижными. При торможении они прижимаются к внутренней поверхности барабана, останавливая транспорт. В случае использования барабанного тормоза для ручной системы, он крепится на карданном валу, а колодки располагаются снаружи;

·         тормозные диски – аналог барабанов. Это прочная, массивная вентилируемая деталь в форме толстого диска с центральной частью. Они крутятся вместе со ступицей колеса. При воздействии на ротор тормозных колодок, они замедляют вращение, снижая скорость. Благодаря продуманной конструкции, диски предотвращают перегрев подшипников колеса, рассеивают получающееся в процессе торможения тепло;

·         поршни колесного цилиндра с упругими пружинами – рабочий элемент узла. Они упираются в тормозные колодки и раздвигают их в момент нажатия на тормоз. В результате накладки прижимаются к барабану, тормозя всю машину;

·         тормозные колодки с упругими и прочными накладками. Прижимаясь к металлу диска, они обеспечивают мягкую и быструю остановку машины, без рывков;

·         суппорт – единственная подвижная часть ТС, обеспечивающая прижимание колодок к диску с достаточным усилием. При нажатии педали тормоза увеличившееся давление действует на поршень суппорта. Он сдвигается, толкая колодки к тормозному диску и останавливая погрузчик. Кроме того, суппорт удерживает колодки параллельно диску, без перекосов, благодаря эксцентричным шайбам на осях.

Зазор (расстояние) между накладками и поверхностью барабана в современных машинах выставляется автоматически. Достигается это с помощью простого и надежного механизма, который состоит из втулки, штока, распорного и блокировочного колец.

 

Вероятные неисправности ТС

В процессе работы машины, диагностики при очередном ТО водитель-оператор может визуально или по ощущениям определить часть дефектов.

·         Вибрации или посторонние шумы (скрип, скрежет, стук) при торможении.

·         Тормозная педаль слишком легко поддается на нажатие, проваливается в пол или заедает.

·         При торможении машина идет боком, ее начинает заносить.

·         При нажатии на тормоз появляется отчетливый запах паленой резины, смазки.

·         Наблюдаются потеки, капли или лужицы тормозной жидкости на месте стоянки или при визуальном осмотре системы.

·         Накладки колодок изношены неравномерно, в магистралях появились трещины.

При появлении любого из перечисленных признаков необходимо провести тщательную диагностику и выявить причину некорректной работы ТС. В некоторых случаях достаточно мелкого ремонта – подтянуть места крепления шлангов, очистить тормозные колодки и барабаны. Если поломка серьезная, технику необходимо отправить на ремонт в собственную мастерскую или в сервисный центр. Работать на машине с неисправными тормозами категорически запрещено.

 

Как устранить выявленные поломки

Основные причины неисправностей ТС – это износ комплектующих, обрыв или трещины в шлангах. Также, тормоза быстро изнашиваются при небрежном техобслуживании, когда барабаны и колодки залеплены грязью и застаревшей смазкой, в них попадают камни и другие предметы. Поэтому залог надежной и длительной службы тормозной системы – это тщательное и своевременное техобслуживание, замена изношенных деталей, очистка от загрязнений. Перечислим основные неисправности и методы их устранения для разных типов тормозных систем в таблицах.

 

Воздушно-масляная

Признаки поломки

Вероятная причина

Действия

Тормоз плохо срабатывает

Сильный износ тормозных колодок

Замена колодок

Масло из ступицы вытекает на колодки

Заменить уплотнитель ступицы

Из рабочего цилиндра вытекает масло

Заменить прямоугольную прокладку главного тормозного цилиндра

Низкое давление в системе

Провести диагностику компрессора, клапанов масловодоотделителя и предохранительного, воздушного контура на герметичности. Найти место разрыва или утечки воздуха

В гидравлическую систему попал воздух

Стравить воздух

Изношена защитная манжета усилителя тормозов (ассистора)

Заменить манжету на новую

Педаль тормоза не отпускается (при снятии ноги с педали, колодки остаются прижатыми к барабану)

Шток главного тормозного цилиндра отходит не до конца из-за засоров или деформации. Сломана или деформирована возвратная пружина

Заменить тормозной клапан или произвести его ремонт

Поршни рабочих тормозных цилиндров заклинило и они не могут вернуться в исходное положение

Проверить уплотнительное кольцо, заменить его

Система усиления тормоза не срабатывает

Провести диагностику ассистора, отремонтировать или заменить его

Давление в тормозной системе растет очень медленно

Протечка в воздушном контуре

Проверить систему на герметичность, подтянуть крепления или заменить шланги, прокладки

Пробка сливного отверстия на масловодоотделителе плохо закручена и пропускает воздух

Плотно закрутить пробку

Плохо работает воздушный компрессор

Провести диагностику воздушного компрессора. При необходимости – отремонтировать или заменить его

Ручной тормоз плохо работает

На колодках есть грязь или масло

Очистить колодки, диски или барабаны от загрязнений

Чрезмерно большой зазор между тормозным барабаном и колодками

Отрегулировать положение тормозных колодок

Гидравлическая тормозная система

Признак поломки

Вероятная причина

Как устранить

Тормоз работает недостаточно эффективно

Повреждение главного насоса

Провести диагностику, отремонтировать или поставить новый

Сильно изношен фрикционный диск или потекло масло из масляной камеры ТС

Заменить тормозные колодки. Обнаружить утечку и поменять уплотнители

В магистраль гидравлики тормозной системы попал воздух.

Выпустить воздух из системы, прокачав ее

В тормозные цилиндры ведущих колес попал воздух

В проточном клапане низкое давление

Поднять давление до 17,5 МРа

Низкое давление азота в гидроаккумуляторе

Накачать азот до 5 МРа

При отпускании педаль тормоза не возвращается в исходное положение или делает это медленно

Сломана или деформирована возвратная пружина колесного тормоза

Заменить элемент

Шток тормозного клапана деформирован, засорен или сломан. Сломалась или деформировалась возвратная пружина

Произвести ремонт тормозного клапана, заменить его

Ручной тормоз плохо срабатывает

На суппорт или его пластину попало масло, грязь

Очистить детали от загрязнений

Слишком большое расстояние между пластиной суппорта и его корпусом

Произвести правильную регулировку зазора

Ваши вопросы – наши ответы

Чтобы снизить ремонтные расходы, владельцы фронтальных погрузчиков стараются вникнуть в принципы и особенности работы тормозных систем, приходят на консультации лично или спрашивают по телефону. В этом разделе мы ответим на самые частые вопросы наших клиентов.

·         Что входит в техобслуживание тормозной системы с гидроприводом на фронтальном погрузчике?

В первую очередь проверяется работоспособность ТС, проводится визуальный осмотр с оценкой степени изношенности гидропривода. Затем нужно осмотреть рабочие узлы – барабаны, диски, колодки, сделать замеры зазоров. Если имеются деформации, сильный износ, детали заменить. И отрегулировать свободный ход педали тормоза и ручника.

·         Что чаще всего ломается на фронтальном погрузчике?

Самые частые неисправности, исходя из опыта наших мастеров: сильный износ, протечки в тормозной системе; сломанные КПП; сбои в работе бортовой электроники; перекосы, деформации, поломки гидравлики стрелы, ковша; износ двигателя; окисление контактов.

·         Что такое «мокрый тормоз»?

Так называют гидравлическую тормозную систему новейшего типа. В нее входят 6 плоских стальных и 5 фрикционных дисков с шероховатой поверхностью, «купающиеся» в ванне со специальным маслом. Когда диски соприкасаются, между ними возникает сильное трение, которое тормозит спецтехнику. Такие ТС устанавливают на среднюю и тяжелую спецтехнику с г/п более 16 тонн.


Вернуться к списку статей