* Данная статья не является руководством к действию, а носит исключительно информационный характер. Рекомендуем консультироваться со специалистами по каждой конкретной машине
Спецтехника с фронтальной стрелой и различным навесным оборудованием широко применяется в строительстве, коммунальном и сельском хозяйствах, на погрузочно-разгрузочных работах. Зачастую фронтальные погрузчики работают в экстремальных условиях, на износ. Регулярное и правильное техническое обслуживание продлевает срок службы машин. Своевременная замена изношенных деталей гарантирует высокую производительность при сниженном потреблении топлива. Значительно уменьшаются расходы на капитальные ремонты, убытки от простоев техники. О правилах и сроках ТО для погрузочной спецтехники рассказывают наши эксперты.
Виды технического обслуживания
Для полноценного функционирования фронтального погрузчика ТО должно проводиться регулярно. Ориентировочные периоды – это 10, 50, 100, 250, 500, 600, 1000, 2000 моточасов (то есть, рассчитывается время фактической работы техники). Фактически сроки ТО назначают, исходя из загруженности техники и условий работы. Кроме того, техосмотр с последующим ремонтом обязателен при некорректной работе каких-либо узлов, механизмов, появлении потеков масла, тормозной жидкости, без учета плановых мероприятий.
Ежедневное обслуживание – каждые 10 часов
Данный тип ТО фронтального погрузчика проводится каждый день, перед выходом на смену. Перечень действий:
· проверка уровня моторного масла, гидравлической и тормозной жидкости, топлива в топливном баке, хладагента в радиаторе, с их доливкой до верхней отметки;
· смазывание узлов и механизмов рабочего органа, задней рамы, согласно схеме, приложенной к инструкции;
· проверка тормозной системы: рабочего и стояночного тормозов;
· слив скопившейся воды из резервуара через специальный кран;
· проверка КПП, корректной работы дроссельной заслонки;
· визуальный осмотр гидравлики, топливных и тормозных магистралей. При наличии утечек, разрывов, необходимо произвести ремонт;
· тестирование работы бортовой электросистемы, фар, прожекторов;
· визуальный осмотр всей машины, проверка ее технического состояния, поиск явных неисправностей.
В случае работы на фронтальном погрузчике в 2-3 смены, каждый следующий сменщик обязан повторить процедуру осмотра, произвести долив технических жидкостей. При обнаружении неисправностей – принять меры для устранения. Работать на неисправной машине строго запрещено.
Техобслуживание после 50 часов работы
Через каждые пятьдесят моточасов выполняют техобслуживание погрузчика по всем пунктам, перечисленным выше. Плюс проводят ряд дополнительных работ:
· смазывают шарниры рамы в точках, указанных на схеме;
· смотрят уровень масла в коробке передач, доливают его при необходимости;
· сливают осадок и конденсат из топливного бака через сливное отверстие;
· очищают топливный бак. Проверяют состояние коробки переключения передач, проводят очистку и проверку работы сапуна в форсажной камере;
· прочищают фильтр на внешнем блоке кондиционера (при его наличии);
· осматривают соединения приводных валов впереди и сзади. При необходимости – подтягивают, смазывают.
Если машина новая, через 50 часов работы на двигателях Вэйчай полностью меняют моторное масло, фильтрующую «гармошку» на масляном фильтре.
Техобслуживание после 100 моточасов
Ориентировочно через каждые две недели проводят плановое техническое обслуживание фронтального погрузчика. Выполняют все пункты, перечисленные выше (после 10 и 50 моточасов), и производят несколько дополнительных действий.
· Прочищают воздушный и топливный фильтры.
· Контролируют уровень масла в обоих мостах, доливают рекомендованный состав до верхней отметки.
· Измеряют давление в шинах, в спокойном, остывшем состоянии. Для передних колес оптимальное значение – 0,39 МПа, для задних – 0,33 МПа. Если оно ниже, подкачивают.
· Осматривают крепления ободов колес и тормозных дисков. Разболтанные болты подтягивают.
На новых машинах через 100 часов работы в КПП меняют масло и фильтр. На двигателях Шанчай заливают новое моторное масло, ставят новый масляный фильтр.
Техобслуживание после 250 часов наработки
Через 250 часов или месяц работы фронтального погрузчика проводят очередное ТО. В процессе выполняют все пункты, перечисленные выше (на 10, 50 и 100 часов).
· Проверяют степень натяжения приводного ремня вентилятора простым способом: надавливают пальцами на равном расстоянии между шкивом генератора и вентилятором. При усилии в 10 кг правильный прогиб должен составлять 10-12 мм. Если он ниже или выше, ремень необходимо отрегулировать, после чего туго затянуть крепежные элементы.
· Проверяют и подтягивают болты креплений в нескольких точках: мотор, КПП, рабочая рама, передний и задний мосты.
На новых машинах через 250 моточасов заменяют трансмиссионную жидкость в переднем и заднем мостах.
ТО через 500 часов эксплуатации
Данный тип техобслуживания осуществляют через каждые два месяца работы или 500 моточасов. Последовательно выполняют все действия, перечисленные в пунктах 1-4. Затем производят ряд дополнительных проверок и регулировок.
· Меняют моторное масло и масляный фильтр (или только фильтрующую «гармошку»);
· Заменяют фильтры: топливный, сапуна бака для гидравлической жидкости, вытяжного кондиционера.
· Осуществляют контроль давления системах: рулевого управления, пилотной, рабочей.
· Проверяют степень износа тормозных и фрикционных дисков. Если они деформированы или изношены, меняют на новые.
· Проверяют и регулируют фиксацию тормозных дисков.
· Осматривают ручной тормоз на предмет износа, деформаций. Заменяют при необходимости.
· Регулируют зазор стояночного тормоза, плотность затяжки крепления.
На новых фронтальных погрузчиках после первых 500 часов работы меняют возвратный фильтр гидравлической жидкости.
Техосмотр через 600 часов
Через шестьсот часов работы необходимо поменять масло в КПП, прочистить или поменять фильтр. Промыть и протереть насухо поддон. Кроме того, выполняются все проверки, перечисленные в пунктах 1-3.
ТО после 1000 моточасов
Очередная проверка технического состояния фронтального погрузчика производится через полгода или 1000 часов работы. В процессе выполняют все работы, перечисленные в пунктах 1-5.
· Из бака для гидравлического масла сливают отстой, скопившийся конденсат. Меняют обратный фильтр.
· Заменяют тормозную жидкость в гидравлической тормозной системе, заливают новое трансмиссионное масло для обоих мостов.
· Производят очистку топливного бака, фильтрующего элемента.
С помощью инструментов проверяют величину зазора между шарнирами и втулками, степень их износа. При необходимости – меняют детали.
Техобслуживание через 2000 часов наработки
Данный тип технического обслуживания фронтального погрузчика производят раз в год или через 2 000 часов эксплуатации. То есть, если машина работает в 2-3 смены, ТО следует проводить чаще. В процессе повторить проверки по регламенту, указанному в пунктах 1-5, 7. Далее:
· поменять антифриз в радиаторе;
· почистить масляный бак гидравлической системы, поменять масло и фильтр;
· протестировать работу мотора, КПП, заднего и переднего мостов;
· разобрать рулевой механизм, продиагностировать состояние элементов (уплотнителей, сальников, валов, усилителя руля, клапана управления), проверить гидравлику на утечки. Отрегулировать угол рулевого управления;
· проконтролировать состояние рабочего органа (стрела, ковш, иная навеска). Осмотреть сварные швы, проверить крепления;
· осмотреть сварочные швы на ободах колес, проверить степень их деформации;
· осмотреть масляные цилиндры рабочих органов, оценить степень их естественного опускания. Если они ниже допустимого уровня, нужно разобрать и проверить целостность масляного цилиндра, распределительного клапана. Также, измерить рабочее давление в системе, герметичность многоходового клапана.
В случае длительных простоев (например, при сезонных работах, смене рода деятельности) ТО обязательно выполняется раз в 3 месяца. Исполняются пункты, касающиеся 10-100 моточасов. Если техника простаивает более полугода, раз в 6 месяцев проводится обслуживание по пунктам 250-500 часов работы. Через каждые 12 месяцев спецтехника проверяется по пунктам 1000-2000 часов эксплуатации.
Своевременное техническое обслуживание фронтального погрузчика – обязательное условие его длительной и безупречной службы. Необходимо строго соблюдать рекомендации фирмы-производителя, прописанные в инструкции по эксплуатации. Использовать только качественные запчасти, ГСМ с соответствующими спецификациями и от надежных продавцов. Если машина работает в экстремальных условиях (сильная запыленность, дожди, грязь), ТО проводят чаще, по необходимости. Правильный уход, забота о техническом состоянии погрузчика снижают риск серьезных поломок, повышают производительность, гарантируют безопасность в процессе работы и заметно снижают эксплуатационные расходы.