* Данная статья не является руководством к действию, а носит исключительно информационный характер. Рекомендуем консультироваться со специалистами по каждой конкретной машине
Сцепление (сцепная муфта) служит разъединительным узлом, обеспечивающим передачу крутящего момента от двигателя на колёса. Поэтому считается одним из ключевых компонентов трансмиссии грузовика. Некорректная работа данного узла приводит к проблемам разного характера, иногда серьёзным, в том числе снижению эксплуатационной безопасности тягача, фургона или самосвала. Ниже назовём распространённые причины поломок сцепления, перечислим признаки, указывающие на их наличие, а также обнародуем таблицу с экспертными рекомендациями по профилактике.
1. Коротко об устройстве сцепления на грузовиках
Грузовики комплектуются на заводах механическими или автоматическими коробками переключения передач. В зависимости от выпускаемой модификации автомобиля, существенно различаются и сцепные муфты: как по конструкции, так и по принципу работы.
На грузовике с МКПП используется сухое однодисковое или двухдисковое сцепление. О нём и пойдёт речь далее. Принцип его работы в следующем: выжимая педаль, вы отсоединяете двигатель от коробки, что позволяет выбирать передачи без остановки вращения коленчатого вала. В конструкцию такого узла входят следующие компоненты:
Корзина.
Ведомый диск.
Выжимной подшипник.
Сама корзина состоит из пружин диафрагменного типа и нажимного диска. Также к узлу сцепления относят маховик. Но, в распространённом понимании, сцепная муфта (комплект сцепления) объединяет всего три элемента, перечисленные выше.
2. Причины неисправностей сцепления
Неисправности сцепления в грузовике возникают по причине естественного износа деталей или внезапной поломки одного из элементов этого узла. Ходимость т.н. «сцепы» зависит от: особенностей эксплуатации ТС, наличия смазки в выжимном подшипнике, параметров регулировки, качества запчастей и стиля управления. В среднем, сцепление грузовика служит от 300 до 500 тыс. км пробега, о чём заявляют эксперты «Автостат». (Видимо они имели ввиду корзину). Так как другие специалисты ограничиваются мнением о ресурсе в 150-200 тыс. км.
Глючит датчик
Датчик отвечает за передачу информации в электронные блоки управления о положении педали и состоянии системы. Неисправности датчика сцепления происходят довольно часто. Именно они вызывают некорректность передачи данных в ЭБУ о работе узла, что в свою очередь может повлечь проблемы с переключением передач и общую нестабильность трансмиссии.
Пример от владельца грузовика: «Автомобиль MAN TGA, самосвал с коммутационным аппаратом выключения сцепления. Заехал на ремонт по причине того, что травит воздух с блока клапанов, расположенных на верхней части КПП. Сделали диагностику (MANCAT'S), ошибок нет, но блок видит, что педаль сцепления выжата на 80%. Проблема крылась в штоке датчика».
Заклинивает или пропускает цилиндр
Гидравлическая система сцепления состоит из главного и рабочего цилиндров. Первый отвечает за передачу усилия от педали ко второму. Неисправность цилиндра сцепления, как главного, так и рабочего, приводит к частичной или полной неработоспособности сцепной муфты.
Некорректная работа педали сцепления
Педаль – это элемент управления, с которым водитель грузовика взаимодействует наиболее часто. А большая частота использования, особенно с двойным выжимом, влечёт неизбежное образование износа. Как правило, неисправности педали сцепления отражаются в следующем:
растяжение возвратных пружин;
износ втулки (пальца) соединения с кронштейном;
повреждениями привода (механического или гидравлического).
Допустим, сильная выработка пальца вызывает определённые трудности при выжиме педали, что в некоторых случаях мешает плавно управлять грузовиком.
3. Признаки неисправностей сцепления
Дефектную работу сцепления на грузовом автомобиле можно вычислить органолептическим методом (за исключением вкуса), – по виду, запаху, звуку и кинестетике (обратной связи от рецепторов). Таким образом, с помощью одних лишь органов чувств, водитель способен бегло продиагностировать грузовую машину и вовремя обнаружить неисправности сцепной муфты.
Сцепление буксует
Один из самых распространённых признаков неисправности – буксование. Проявляется в том, что двигатель работает, но автомобиль не ускоряется должным образом. Если сцепление буксует, то это может быть вызвано износом ведомого диска или неисправностями в гидравлической системе.
Сцепление ведёт
Если сцепление ведёт, значит оно не отключается полностью при выжиме педали. Проблема может быть вызвана неисправностью цилиндра или некорректной регулировкой системы, допустим после некомпетентного ремонта. В результате передачи включаются с трудом или сильным треском.
Сцепление шумит
Посторонние звуки, исходящие от работающей сцепной муфты (скрип, гул, скрежет), – указывают на механические неисправности. Чаще всего это связано с износом подшипников, повреждением диска или другими элементами корзины.
Тугое сцепление
Если педаль становится тугой при нажатии и требует значительных усилий для выжима, это признак износа соединительного пальца в кронштейне. Также это может указывать на проблемы с гидравлической или пневматической системой ПГУ. Нередко водители указывают на сильный износ выжимного.
Мягкое сцепление
Наоборот, мягкое сцепление, при котором педаль легко нажимается, может указывать на утечку жидкости в системе или неисправность ПГУ.
4. Профилактика работы сцепления
Чтобы снизить риски появления неисправностей сцепления, необходимо регулярно проводить техническое обслуживание автомобиля. Процедура включает в себя проверку уровня и состояния жидкости, осмотр компонентов на наличие износа и повреждений, а также диагностику системы на предмет неисправностей датчика, педали, цилиндра и ПГУ.
Таблица 1. Основные правила профилактики сцепления на грузовом автомобиле
Периодическая эндоскопия деталей сцепной муфты |
С помощью эндоскопа осматривайте диск сцепления на наличие износа фрикционных накладок, трещин и других повреждений. При необходимости меняйте изношенные элементы. Уделяйте визуальное внимание выжимному подшипнику. А если он начинает шуметь при выжиме педали, возможно, требуется замена. Также эндоскопом осматривайте корзину на предмет деформаций и повреждений. |
Проверка системы |
Следите за состоянием гидравлики и пневматики, отвечающих за работу сцепления. Износ или утечки в этих контурах вызывают неправильную работу сцепной муфты, что сокращает её ресурс. |
Своевременная регулировка |
Периодически проводите регулировку свободного хода педали. Неправильно отрегулированный свободный ход может привести к неполному выключению сцепления, что вызывает трудности при переключении передач и увеличивает износ диска сцепления. |
Использование качественных запчастей |
Для ремонта сцепления выбирайте качественные запчасти, соответствующие спецификациям производителя вашего грузовика. Установка дешёвых аналогов может сократить срок службы всего узла. |
Правильная эксплуатация |
Избегайте резких стартов и остановок. Это снижает нагрузку на сцепление и продлевает его ресурс. Минимизируйте пробуксовки. Пробуксовывание приводит к ускоренному износу фрикционных накладок (феродо). При переключении полностью отпускайте педаль сцепления, а затем выжимайте её и включайте следующую передачу. Старайтесь эксплуатировать машину без перегруза. |
Профилактика поможет продлить срок службы сцепления и обеспечить безопасную и комфортную эксплуатацию грузового автомобиля. Не забывайте, что раннее выявление и устранение признаков неисправности могут предотвратить серьёзные поломки и дорогостоящий ремонт в будущем.
Резюме
Неисправности сцепления на грузовике можно выявить по характерным признакам, описанным выше. В свою очередь бережная эксплуатация машины и своевременная профилактика – помогут продлить срок службы этого узла, вплоть до 500 тыс. км. Так заявляют эксперты.
___________________________________________________________________________