16.01.25

Каким должно быть давление в шинах грузового автомобиля?

* Данная статья не является руководством к действию, а носит исключительно информационный характер. Рекомендуем консультироваться со специалистами по каждой конкретной машине

Давление в шинах грузового автомобиля должно быть нормированным. Нормированное значение параметра утверждается нормативно-техническими документами изготовителя транспортного средства в зависимости от оси установки колеса и типоразмера покрышки. Оптимальные значения воздуха помогают: избежать аварийных ситуаций, снижают расход топлива, продлевают срок службы протектора и боковин шин. Ниже расскажем о видах давления, факторах, влияющих на его изменение, способах измерения и последствиях эксплуатации недокаченных или перекаченных колёс. А также опубликуем таблицы рекомендуемых значений атм. для разных грузовиков и типоразмеров колёс, ответим на часто задаваемые вопросы.


Виды давления

Давление в шинах грузового автомобиля может варьироваться в зависимости от нескольких факторов, в том числе и нагрева. А как известно, в движении покрышка разогревается, как и находящийся в ней воздух. Поэтому существует два основных типа давления:

  1. Статическое.

  2. Динамическое.

Статическое давление, измеряемое в шинах, – когда грузовой автомобиль стоит на месте. Динамическое – это давление, которое возникает в баллонах во время движения машины. Последнее обычно выше, чем первое, из-за тепла, образующегося от трения в пятне контакта и сокращения боковин вращающихся колёс. При повышенной нагрузке покрышки нагреваются сильнее, соответственно давление в них будет выше.

Факторы, влияющие на давление

Кроме нагрева воздуха от движения по дороге, давление в шинах грузового автомобиля может меняться под воздействием других факторов. Одни из них предписаны инструкциями и строго соблюдаются водителями. Другие – возникают по независящим от человека причинам. Вот некоторые из них:

Оси передние или задние

Количество осей, и распределение нагрузки на них, существенно влияют на нормированное давление в шинах. К грузовым автомобилям предъявляются разные требования в части плотности воздуха в передних и задних баллонах (включая прицепы и полуприцепы).

Расположение груза с нарушениями

Размещение тяжёлого груза в кузове с нарушениями или ошибками, также влияет на давление в шинах, которое может стать недостаточным или наоборот – избыточным. (Допустим, если перегружена одна сторона машины).

Типоразмер покрышки – радиус и боковой профиль

Типоразмер колеса также играет важную роль в поддержании правильного давления. Шины с большим диаметром могут требовать другого давления по сравнению с резиной меньшей окружности. Аналогичное правило предъявляется к покрышкам с разной высотой профиля. Например, 385/60 R22.5 vs 385/80 R22.5. Важно следить за рекомендациями производителя относительно давления для конкретного типа шины. Маркировка указывается на боковине, например, MAX PRESSURE 900 kPa. Это предельное внутреннее давление, которое гарантированно не навредит покрышке при максимально допустимой нагрузке.

Погода или условия эксплуатации

Температура окружающей среды также влияет на состояние пневматических колёс. В морозную погоду объём воздуха уменьшается (в среднем на 0,1 бар каждые 8 °C), в то время как в жару он увеличивается. Поэтому контроль давления в шинах особенно важен в условиях изменения температуры.

Кроме погоды, стравить воздух с баллонов может сам водитель до 0,25 МПа (2,5 кгс/см), если он эксплуатирует машину по снежной целине или на болотистых участках. (Регулируется ГОСТ 13298-90 «Шины с регулируемым давлением»).

Способы измерения давления

Контролировать и обслуживать колёса на грузовике сегодня несложно. Для измерения давления в шинах рынок предлагает различные приборы разного ценового сегмента. Есть простые и сложные, портативные или интегрируемые. Учитывая сказанное, наиболее распространённые методы контроля включают:

  • Механические манометры. Простые и доступные приборы, которые позволяют быстро замерить количество воздуха. Они не требуют долговременной практики для точного использования.

  • Электронные манометры. Более современные устройства, которые обеспечивают высокую точность измерений и могут иметь дополнительные функции, такие как сохранение данных и отображение температуры.

  • Автоматические системы контроля давления. Установленные на заводе или в сервисном центре, эти системы позволяют отслеживать давление в шинах в реальном времени и предупреждают водителя о любых отклонениях.

Любой из перечисленных методов измерения давления в шинах помогает поддерживать колёса в оптимальном состоянии. Учитывая дороговизну коммерческой резины это важно для эффективной эксплуатации ТС и сокращения рисков возможных проблем в рейсе.

Последствия неправильного давления

Шины с неправильным давлением могут быть недокаченными, равно как и перекаченными. Недостаток или переизбыток воздуха – это плохо в обоих случаях. Вот лишь некоторые распространённые последствия, которые могут возникнуть, если не уследить за колёсами:

  1. Повышенный расход топлива. Низкое давление увеличивает сопротивление качению, что приводит к перерасходу солярки.

  2. Снижение управляемости. Шины с высоким давлением ухудшают сцепление протектора в пятне контакта, что повышает риск аварий.

  3. Ускоренные износ. Низкое или высокое давление приводит к неравномерному износу протектора, боковин и плечевых зон шины, сокращая срок службы колеса.

  4. Риски разрыва. Избыточное давление может привести к повреждению шины и даже её взрыву, что крайне опасно на высоких скоростях.

Про взрыв колеса и тяжёлые последствия: В Воронежской области у фуры взорвалось переднее колесо на ходу. В итоге водитель большегруза, потеряв контроль над фурой, вылетел на встречную полосу, где врезался в большегруз Sitrak под управлением 40-летнего жителя Семилук. По предварительным данным, 57-летний житель Москвы не проверил исправность Scania, из-за чего у него взорвалось колесо. (Источник: Vestivrn от 12 февраля 2024 г.).


Какое давление должно быть

Рекомендуемое давление в шинах грузового автомобиля зависит от нескольких факторов, включая тип автомобиля, грузоподъёмность и размер колёс. Обычно производители указывают оптимальное давление на шильдике или наклейке, расположенной на дверном проёме водителя, а также в руководстве по эксплуатации. Важно следовать этим рекомендациям и регулярно проверять воздух в баллонах, особенно перед дальними поездками.

Таблица 1. Давление грузовых шин (усреднённое)

Тип грузовика

Передняя ось (бар)

Задняя ось (бар)

Лёгкий

5,5

7,0

Средний

7,0

8,0

Тяжёлый

7,5

8,5



Таблица 2. Давление для одинарных колёс, устанавливаемых на переднюю ось или полуприцепы

Размер автошины

Давление (бар) в автошинах при нагрузках на ось, т

Максимально допустимая нагрузка на ось, т

4,0

4,5

5,0

5,5

6,0

6,5

7,0

7,5

8,0

8,5

9,0


10.00 R20 (PR16)

 

5,5

6,3

7,0

7,8

 

 

 

 

 

 

6,0

11.00 R20 (PR16)

 

5,8

6,5

7,0

7,7

 

 

 

 

 

 

6,7 при давлении 8 бар

12.00 R20 (PR16)

 

5,4

6,0

6,7

7,2

8,0

8,5

 

 

 

 

7,5 при давлении 8 бар

12.00 R24 (PR18)

 

 

4,8

5,4

5,9

6,4

7,0

7,5

 

 

 

8,0

11 R22,5 (PR16)

 

6,2

6,9

7,5

 

 

 

 

 

 

 

6,3 при давлении 8 бар

12 R22,5 (PR16)

 

 

6,4

7,1

7,7

8,4

 

 

 

 

 

7,1 при давлении 8,5 бар

13 R22,5 (PR18)

 

 

 

6,2

6,7

7,5

8,0

 

 

 

 

7,5

275/80 R22,5

 

5,7

6,5

7,2

8,0

8,8

 

 

 

 

 

6,5 при давлении 8,75 бар

295/60 R22,5

 

 

6,8

7,5

8,2

9,0

 

 

 

 

 

6,5

295/80 R22,5

 

 

5,7

6,4

7,0

7,7

8,4

 

 

 

 

7,1 при давлении 8,5 бар

315/60 R22,5

 

 

 

6,8

7,5

8,2

8,8

 

 

 

 

7,1 при давлении 9 бар

315/70 R22,5

 

5,0

5,6

6,4

7,1

7,7

8,4

9,0

 

 

 

7,5 при давлении 9 бар

315/80 R22,5

 

 

 

 

6,3

6,8

7,5

8,0

8,5

 

 

8,0

385/65 R22,5

 

 

 

 

 

 

6,9

7,5

8,0

8,5

9,0

9,0



Таблица 3. Давление воздуха в шинах для сдвоенных колёс грузовых автомобилей, обычно устанавливаемых на заднюю ось

Размер автошины

Давление (бар) в автошинах при нагрузках на ось, т

Максимально допустимая нагрузка на ось, т

7,0

8,0

9,0

10,0

11,0

12,0

13,0

14,0

10.00 R20 (PR16)

 

5,5

6,3

7,1

 

 

 

 

10,9 при давлении 7,8 бар

11.00 R20 (PR16)

 

 

5,8

6,5

7,25

8,0

 

 

12 при давлении 8 бар

12.00 R20 (PR16)

 

 

5,5

6,25

7,0

7,8

8,5

 

13 при давлении 8,5 бар

12.00 R24 (PR18)

 

 

 

4,8

5,5

6,0

6,6

7,2

14,6 при давлении 7,5 бар

11.00 R22,5 (PR16)

 

5,25

6,0

6,8

7,5

 

 

 

11,6 при давлении 8 бар

12.00 R22,5 (PR16)

 

 

5,8

6,5

7,25

8,0

 

 

12,6 при давлении 8,5 бар

13.00 R22,5 (PR18)

 

 

 

6,2

6,5

7,5

7,8

 

13,4 при давлении 8 бар

275/80 R22,5

 

 

6,6

7,4

8,3

 

 

 

11,6 при давлении 8,8 бар

295/60 R22,5

 

 

6,5

7,3

8,2

9,0

 

 

12,0 при давлении 9 бар

295/80 R22,5

 

 

5,8

6,5

7,3

8,0

 

 

12,6 при давлении 9,5 бар

315/60 R22,5

 

 

6,0

6,5

7,3

8,2

8,6

 

13,4 при давлении 9 бар

315/70 R22,5

 

 

 

6,5

7,4

8,2

 

 

12,6 при давлении 8,5 бар

315/80 R22,5

 

 

5,2

5,75

6,4

7,1

7,75

 

13,4 при давлении 8 бар



FAQ

Как часто проверять давление в шинах грузовика?

Рекомендуется проверять давление хотя бы раз в месяц или каждый раз перед дальним рейсом.

Что делать, если давление в шинах ниже нормы?

Необходимо подкачать колёса до рекомендованного уровня, а также проверить их на наличие повреждений.

Как влияет температура на давление в шинах?

При повышении температуры давление в шинах увеличивается, а при понижении – снижается. Важно учитывать это при измерении манометром.

Можно ли эксплуатировать грузовик с низким давлением в шинах?

Это крайне не рекомендуется, так как недостаток воздуха способен привести к повреждению покрышки и даже спровоцировать аварийную ситуацию.

Заключение

Поддержание правильного давления в шинах грузового автомобиля – это залог безопасности, экономии топлива и долговечности колёс. Регулярный контроль объёма воздуха и соблюдение рекомендаций производителя помогут избежать преждевременных расходов на новые покрышки и обеспечат надёжную эксплуатацию автомобиля.


Вернуться к списку статей